Эфир о ЕГЭ по географии продолжил онлайн-консультации Рособрнадзора.
Эфир, посвященный подготовке к ЕГЭ по географии, продолжил 16 октября серию онлайн-консультаций Рособрнадзора от разработчиков экзаменационных материалов из Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Об экзаменационной работе и особенностях подготовки к ЕГЭ по этому предмету рассказал руководитель комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по географии, доктор педагогических наук Александр Лобжанидзе.
В ходе эфира он подробно остановился на структуре экзаменационной работы, заданиях, которые могут встретиться на разных позициях контрольного измерительного материала (КИМ) и том, как их правильно выполнять, что нужно знать и уметь для успешной сдачи экзамена и на что обратить внимание при подготовке.
«Большинство заданий по географии — это не задания, проверяющие какие-либо знания. Это задания, проверяющие, прежде всего, умения, причем умения, необходимые в повседневной жизни», - пояснил Александр Лобжанидзе.
Зрители эфира получили советы, как пользоваться справочными материалами в КИМ и работать с различными типами карт, какие географические объекты нужно повторить при подготовке к ЕГЭ, как избежать типичных ошибок. Также они смогли задать свои вопросы и получить на них ответы в онлайн-режиме.
В прямом эфире видеоконсультацию по подготовке к ЕГЭ по географии посмотрели около 4 тысяч человек. Видеозапись доступна на страницах Рособрнадзора в социальной сети «ВКонтакте» и на YouTube https://www.youtube.com/watch?v=Yw82GZQXMUY
Руководитель Рособрнадзора ответил на вопросы родителей о проведении ЕГЭ, ГИА–9 и ВПР.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев провел Всероссийскую встречу с родителями, в ходе которой ответил на вопросы о проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ), основного государственного экзамена (ОГЭ) и всероссийских проверочных работ (ВПР) в текущем учебном году, сложностях дистанционного обучения и мерах эпидемиологической безопасности во время экзаменов.
Самым популярным вопросом от родителей выпускников в этом году был вопрос о том, будет ли ЕГЭ обязательным для всех, кто заканчивает 11 класс или, как в прошлом учебном году, его будут сдавать только те, кто собирается поступать в вуз.
«Отмена обязательных экзаменов этим летом была вынужденным шагом, который был продиктован объективной реальностью. Что касается этого года, то в нормативных документах, регламентирующих порядок проведения экзаменов, мы ничего не меняли. Сейчас рано говорить о том, нужно ли будет в этом году принимать аналогичное решение. Если будет такая необходимость, правительство может гибко реагировать и быстро принять такое решение. Но пока мы исходим из того, что русский язык и математика остаются обязательными предметами для получения аттестата», — пояснил Анзор Музаев.
Также, по его словам, будет приниматься решение о проведении ОГЭ в 9 классах. Пока планируется, что экзамены для девятиклассников в 2021 году пройдут. Число предметов, сдаваемых в форме ОГЭ, меняться не будет: выпускникам нужно будет сдать два обязательных предмета (русский язык и математику) и два предмета по выбору.
Основной срок проведения итогового сочинения, 2 декабря 2020 года, также пока переносить не планируется. «Пока мы перенос не рассматриваем. Будем наблюдать за обстановкой. Если ситуация в стране, в подавляющем числе регионов не будет позволять эту процедуру проводить, конечно, мы сроки перенесем», - сообщил глава Рособрнадзора.
При проведении ЕГЭ в 2021 году, в случае необходимости, будут применяться меры эпидемиологической безопасности, отработанные в ходе экзаменационной кампании этого года. Около 400 заболевших Covid-19 было выявлено за время минувшей кампании ЕГЭ. Предпринятые меры позволили не допустить таких детей в пункты проведения экзаменов, что позволило не подвергать риску заражения других участников экзаменов. Анзор Музаев также пояснил, что перевести сдачу ЕГЭ в дистанционный формат невозможно, так как при этом не получится обеспечить объективность проведения экзаменов и равенство условий для всех участников.
Расширять в ближайшие годы число обязательных для сдачи выпускниками предметов ЕГЭ не планируется. Такому решению должно предшествовать всестороннее общественно-профессиональное обсуждение и не менее двух лет апробаций модели обязательного экзамена, заявил руководитель Рособрнадзора. Также в 2021 году не планируется менять минимальные пороговые баллы на ЕГЭ.
ЕГЭ по информатике в 2021 году впервые пройдет на компьютере. Анзор Музаев пояснил, что такая форма экзамена будет применена для всех участников и во всех регионах. Перед ее введением пройдут апробации, в которых смогут поучаствовать большинство выпускников, планирующих сдавать этот предмет. Также демоверсия компьютерного ЕГЭ по информатике и тренажер, с помощью которого можно потренироваться в его прохождении, размещены на ресурсах подведомственных организаций Рособрнадзора: Федерального института педагогических измерений и Федерального центра тестирования.
Комментируя итоги ЕГЭ 2020 года, Анзор Музаев отметил, что переход школ на дистанционное обучение не привел к снижению результатов. Напротив, наиболее мотивированные выпускники получили больше времени на подготовку, а Рособрнадзор в свою очередь сделал все, чтобы помочь им готовиться к экзаменам: были опубликованы методические рекомендации по самостоятельной подготовке и другие полезные материалы, проведены онлайн-консультации от разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ. Аналогичная практика будет продолжена в этом учебном году.
«Ситуация везде разная. Как она будет складываться, покажут ближайшие месяцы. Мы надеемся, что школьники смогут полноценно учиться в очном формате, потому что дистанционный формат не сможет полностью заменить очную работу учителя с классом», — отметил Анзор Музаев.
Многие из поступивших вопросов касались проведения всероссийских проверочных работ. По словам руководителя Рособрнадзора, проведение проверочных работ осенью 2021 года было необходимо, чтобы понять ситуацию с уровнем подготовки учащихся после периода дистанционного обучения, вовремя выявить возможные пробелы и работать над их устранением. «Школам по итогам этих работ и тех контрольных, которые они проводят сами, дается возможность более гибко подходить к формированию учебных планов и рабочих программ, чтобы устранить пробелы и ликвидировать отставание учеников», — пояснил Анзор Музаев.
Проведение ВПР весной 2021 года также планируется, если это позволит эпидемиологическая обстановка. Они пройдут в 4–8 и 11 классах. Что касается проведения ВПР для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, то для них они не являются обязательными, но проводятся по тем же заданиям, что и для остальных школьников. В перспективе планируется начать готовить отдельные материалы для выполнения ВПР обучающимися с отдельными категориями ограничений по здоровью.
Всероссийская встреча с родителями прошла в 2020 году в шестой раз. В ходе ее подготовки поступило около 2 тысяч вопросов и обращений от родителей, на наиболее популярные из которых глава Рособрнадзора дал ответы. А родители из Московской, Тульской, Смоленской, Челябинской, Томской областей и Ставропольского края смогли задать свои вопросы в прямом эфире.
Видеозапись встречи опубликована на странице Рособрнадзора в YouTube https://www.youtube.com/watch?v=UWk4Tu6KlE0
Также ответы на популярные вопросы будут размещены на официальном сайте ведомства.
Более ста юных робототехников от 10 до 18 лет со всей Ленинградской области приняли участие в субботу 10 октября в Робофестивале Ленинградской области 2020.
Организаторами РобоФестиваля для школьников выступили Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» и МОБУ «СОШ «Центр образования Кудрово». Мероприятие состоялось при поддержке Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, Центра одаренных школьников «Интеллект».
Воспитанники клуба робототехники «Леонардо» Центра информационных технологий, представлявшие на соревнованиях Кингисеппский район (педагог Журавлева Л.А.), заняли призовые места в номинации «Шор-трек»:
- II место — Журавлева Мария;
- III место — Кленушкин Егор.
По итогам РобоФестиваля победители и призеры были награждены дипломами и памятными призами.
ЛЭТИ проводит Робофестиваль второй год, в этом году фестиваль прошел в онлайн формате.
С приветственным словом выступили советник ректора СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Светлана Тихоновна Сидоренко, декан факультета электротехники и автоматики СПбГЭТУ «ЛЭТИ», к.т.н. Сентябрев Юрий Владимирович.
Участники соревновались в трех номинациях: «Интеллектуальное сумо», «Шорт-Трек» и «Робо-Слет».
В номинации «Интеллектуальное Сумо» юные эрудиты продемонстрировали свой широкий кругозор, сообразительность и умение пользоваться информационными технологиями.
В номинации «Шорт-Трек» виртуальные гоночные автокары проходили трассы виртуального шорт-трека, созданного ребятами в Scratch. Большинство юных пилотов смогли виртуозно довести до финиша созданные ими гоночные машины. Наравне с ребятами в гонках приняли участие и девочки. Они в мастерстве не уступили юношам.
В конкурсе проектов «Робо-Слет» юные изобретатели презентовали свои проекты. Жюри оценивало, насколько ребята смогли воплотить приобретенные навыки в области мобильной робототехники серьезные новаторские идеи по многим критериям, в том числе актуальность, оригинальность, творческий подход и наличие обоснованности примененных технических решений. Среди представленных проектов «Исследование методов борьбы с борщевиком и создание автоматической косилки», «Робот-официант», «Космический робототехник», «Робот-уборщик» и многие другие.
Помимо соревновательной части, в рамках Фестиваля был проведен круглый стол для педагогов по теме: «Новые формы и направления инженерно-технического образования школьников в условиях развития движений ЮниорПрофи и Молодые профессионалы. Актуальные вопросы», в рамках которого обсуждались основные векторы развития компетенции «Мобильная робототехника» в Ленинградской области и на российском уровне, проблемы, которые возникают у педагогов на местах, а также прошел обмен опытом. Педагоги-участники круглого стола отметили важность методической помощи образовательным организациям Ленинградской области со стороны специалистов ЛЭТИ, одного из ведущих технических университетов страны.
Желаем всем участникам достижения новых вершин в овладении компетенцией «Робототехника»!
Завершена диагностика знаний десятиклассников в Кингисеппском районе
В Кингисеппском районе завершилась диагностика знаний десятиклассников по программам основного общего образования.
Диагностические работы проведены с 22 сентября по 13 октября 2020 года (6 дат). В них приняли участие обучающиеся 10 классов из 13 школ Кингисеппского района.
На диагностических работах использовались контрольные измерительные материалы (КИМ) и регламенты проведения основного государственного экзамена (ОГЭ), с учетом их изменений 2020 года. При этом сама процедура диагностики экзаменом не является.
Каждый десятиклассник сдавал 3 учебных предмета, из которых 2 обязательных (русский язык и математика) и 1 предмет по выбору, в зависимости от профиля обучения в школе.
На русский язык и математику пришли 260 человек. Больше всего десятиклассников сдали обществознание (90 чел.), информатику (60 чел.), географию (50 чел.). Меньше участников было по биологии (23 чел.), физике (16 чел.), химии (3 чел.), английскому языку (14 чел.), литературе (3 чел.). Такую же картину выбора показывают девятиклассники при регистрации на ОГЭ.
Диагностические работы проходили по месту обучения школьников. В пунктах проведения были задействованы более 100 работников - руководители и организаторы пунктов, технические специалисты, члены государственной комиссии. Кроме того, в школах присутствовали общественные наблюдатели.
Перед каждой датой региональным Центром оценки качества образования проведены вебинары с подробным инструктажем по диагностике для каждого предмета, что позволило провести процедуры организованно, без сбоев и ошибок.
Последние диагностические работы проходили 9 октября (по физике, химии, информатике) и 13 октября (по биологии и английскому языку). Наиболее сложными в организации были работы по информатике и английскому языку с использованием компьютеров. На данных предметах жесткое следование регламентам и правильное оформление бланков участниками и организаторами было критически важным.
С 2020 года в измерительные материалы ОГЭ по информатике, помимо 2-х традиционных практических заданий на написание алгоритма для исполнителя Работ и программы на языке программирования, добавлено 3 дополнительных задания - на проверку умений и навыков работы с компьютером. Новые задания предусматривают поиск информации, анализ содержимого каталогов файловой системы, создание презентации или текстового документа.
На английском языке компьютер был задействован для организации аудиторования (письменная часть диагностической работы), а также для проведения устной части работы: задания раздела «Говорение» выполнялись с записью ответа участника на специальную программу.
ЕГЭ по физике и химии традиционно относят к числу сложных в организации, что связано с проведением экспериментальной работы. Но на диагностических работах по этим предметам эксперимент не проводился. На биологии также организационных трудностей не было.
Задания диагностических работ вызвали интерес школьников.
Например, по биологии были такие вопросы: «Какие белки участвуют в сокращении мышц?» «Что следует делать при сильном носовом кровотечении?». В КИМ по биологии включено задание, как говорят, «на злобу дня», с вопросами о сыворотках и вакцинах, о заслуге Л. Пастера в борьбе с эпидемиями.
На английском языке предлагались задания по темам, которые живо интересуют молодежь: история профессиональной жизни знаменитых спортсменов, музыкальных групп мирового уровня, сообщались малоизвестные факты.
На диагностике по информатике больше всего школьникам понравилось задание на подготовку презентации, на которую предлагались живые темы, красивые фотографии.
Председатель предметной комиссии по химии Светлана Цурикова отметила, что хотя в КИМ по химии нет занимательных по содержанию заданий, «в работе содержаться не только задания, проверяющие знания фактического материала, но и позволяющие проявить творческий подход к их выполнению. Например, задание 21 предполагает выполнение мысленного эксперимента, который связан с умением моделировать путь получения конкретного вещества, умением прогнозировать возможность протекания тех или иных химических реакций».
Алексей Граков, председатель предметной комиссии по физике заметил, что в измерительных материалах ОГЭ по физике (которые использовались на диагностике десятиклассников) растет число заданий практической и экспериментальной направленности. Ключевыми являются задания на распознавание физических явлений в ситуациях жизненного характера и на основе описания опытов. Такие задания наглядно демонстрируют применение знаний по предмету в реальной жизни.
При проведении диагностических работ соблюдались требования Роспотребнадзора к организации деятельности образовательных организаций в условиях распространения коронавирусной инфекции.
Проверку диагностических работ проводят эксперты предметных комиссий ОГЭ. Большинство комиссий работают в дистанционном формате.
Результаты диагностических работ по большинству предметов направлены в школы для ознакомления с ними участников. Последние результаты (биология и английский язык) будут известны десятиклассникам 19 октября 2020 года.
Комитетом образования Ленинградской области рекомендовано муниципальным органам управления образованием, методическим службам провести анализ результатов диагностических работ и обеспечить адресную поддержку школ в организации дополнительной подготовки обучающихся 10 классов по темам, которые ими плохо усвоены.
Справочно.
Диагностические работы проведены во всех школах Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации с целью определения уровня и качества знаний школьников по образовательным программам основного общего образования.
В соответствии с проектом расписания ЕГЭ, планируется, что в 2021 году экзамены традиционно пройдут в три этапа: досрочный (с 22 марта по 16 апреля), основной (с 24 мая по 1 июля) и дополнительный (с 3 по 17 сентября).
Начнутся досрочный и основной периоды ЕГЭ с экзаменов по географии, литературе и химии. Нововведение 2021 года — разделение экзамена по информатике и ИКТ в основной период на два дня (18 и 19 июня), что связано с переводом этого экзамена в компьютерную форму. В каждом из периодов проведения экзаменов предусмотрены резервные сроки.
В соответствии с Порядком государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, выпускники прошлых лет сдают ЕГЭ в досрочный период и резервные сроки основного периода ЕГЭ, выпускники текущего года — в основные сроки основного периода. Выпускники, у которых совпали сроки проведения экзаменов по отдельным учебным предметам, могут также сдать их в резервные сроки. Принять участие в ЕГЭ в иные сроки можно только при наличии уважительных причин (болезни или иных обстоятельств), подтвержденных документально и соответствующего решения государственной экзаменационной комиссии.
Выпускники, получившие неудовлетворительный результат по одному из обязательных предметов (русскому языку или математике), могут пересдать этот предмет в резервные дни. Получившие повторно неудовлетворительный результат по одному из этих учебных предметов в резервный день, либо неудовлетворительный результат по обоим обязательным предметам, могут участвовать в ЕГЭ по русскому языку и (или) математике базового уровня в дополнительный (сентябрьский) период.
ОГЭ для выпускников 9 классов также планируется провести в три этапа: досрочный (с 20 апреля по 14 мая), основной (с 21 мая по 1 июля) и дополнительный (с 3 по 22 сентября).
Заявления на участие в ЕГЭ и ГВЭ–11 принимаются до 1 февраля 2021 года, на участие в ОГЭ и ГВЭ–9 — до 1 марта 2021 года. Для помощи в подготовке к ЕГЭ Рособрнадзор в течение октября проводит серию онлайн-консультаций с участием разработчиков экзаменационных материалов, которые доступны на страницах ведомства в соцсети «ВКонтакте» и на YouTube.